Модель перехода от разрозненных антикризисных мер к системным условиям устойчивого развития экономики РФ
Необходимость безотлагательного перехода к такой модели развития обусловлена не только общими соображениями достижения поступательного развития экономики и требованиями повышения, а не снижения жизненного уровня населения для сохранения стабильности государства. Достаточно высокие расходы на оборону не обеспечить без высокоразвитой, стабильно растущей экономики. А высокие непосредственные военные и террористические угрозы (системы ПРО и ударных вооружений у границ РФ, существующая модель опережающего удара и резкий рост военных расходов НАТО в Европе, вероятность усиления террористических угроз на южных рубежах РФ и т.д.) требуют продолжения переоснащения и усиления вооруженных сил. Также участились случаи неправомерного использования санкций для политической дестабилизации, экономического сдерживания и устранения конкурентов.
Разрозненные меры и попытки экстенсивного противодействия в рамках существующей экономической модели не могут дать устойчивого долговременного результата для обеспечения эффективного экономического роста и преодоления сложившегося дисбаланса экономики в сторону сырьевого сектора. Но нужен не слом существующей экономической модели с возвратом к прежним социалистическим моделям, с новыми неизбежными потрясениями, а ее последовательно проводимая системная настройка в сторону сбалансированного инновационного экономического роста в интересах населения страны, а не ее олигархических структур. В перспективе необходимо движение в сторону социально ответственного, высокоразвитого постиндустриального общества.
Сейчас же необходима срочная мобилизация ресурсов и прежде всего управленческих механизмов при законодательной поддержке ряда системных мер для перехода к быстрому и эффективному росту экономики, к последовательной активации ее наукоемкого инновационного развития.
Безусловно необходимое условие для стимулирования экономического роста – высокая доступность финансовых ресурсов – при используемых в настоящее время механизмах кредитно-денежной политики и контроля за использованием финансовых ресурсов не может быть обеспечена из-за угрозы гиперинфляции, а также исторически сложившейся невысокой законопослушности населения, высокой коррупции в сфере государственного управления и готовности использования «серых» схем и иных криминальных практик большинством участников экономической деятельности.
Одним ужесточением уже применяемых мер победить эти явления не удается, хотя меры борьбы с ними и надо последовательно наращивать. Лобовые меры государственного контроля в сфере экономики и ранее не приносили надлежащих результатов, а сейчас и вовсе непопулярны. Они, временно притормозив падение, могут только затормозить и так недостаточную инициативу участников экономической деятельности и скорость экономического роста в стране. Но это не значит, что государство может как сейчас обходиться косметическими мерами и во многом вовсе устраниться от экономической деятельности (мол рынок все отрегулирует сам – достаточно вспомнить как мы к нему переходили и сколько времени – которого нет - он складывался у наших геополитических конкурентов). Государство должно и может обеспечить эффективные системно действующие условия для ускоренного развития экономики и благосостояния общества.
Для этого необходимо срочное внедрение целого комплекса дополнительных мер, вводимых в действие поэтапно, без нарушения действующих обязательств перед бизнесом в основных сферах экономики (за исключением ограничения не нормируемых сейчас доходов ритейла). Прежде всего по налогам и сборам (мораторий на их рост в течении 5-7 лет в промышленности и аграрной сфере). В равной степени должны сохраняться и обязательства бизнеса перед государством – налоговые выплаты и сборы действующих сейчас субъектов экономики не должны уменьшаться в результате введения данных мер:
1. Значительное, но жестко контролируемое повышение доступности кредитно-денежных и др. финансовых ресурсов для развития производства и потребления (с учетом изложенных далее мер по повышению эффективности управления этими ресурсами и промышленным производством, а также других мер по повышению производительности труда и исключению высокой не контролируемой инфляции).
2. Создание института государственно-частного стимулирования развития экономики с эффективными государственно-общественными механизмами контроля целевого эффективного использования получаемых как государственных, так и частных инвестиций, а также величин норм рентабельности, согласованных с размерами налогообложения. При формировании подобного института, по сути – института устойчивого развития - должен быть задействован и ряд перечисляемых далее мер, содействующих структурной перестройке экономики и ограничению инфляции, усиление которой возможно с повышением доступности финансовых ресурсов в сферах производства и потребления. Создание подобного института возможно путем принятия законодательных и иных мер государственного управления без дополнительных трат бюджета.
Подобный институт может быть сформирован на базе в основном частных компаний аудита, финансового мониторинга и аутсорсинга бухгалтерской и, частично, учетно-плановой деятельности предприятий (на которые распространяется действие льгот) - своеобразных ресурсных хэш-фондов с элементами планирования и внедрения системы экономного производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, сферы услуг и торговли. Данный институт устойчивого развития обеспечит балансировку ресурсов производства и потребления без дополнительных стрессов и потрясений экономики и людей.
"Прозрачный" режим работы предприятий в рамках ресурсного хэш-фонда и проведение организационно-технических согласований с местными органами власти и контролирующими бизнес инстанциями на местах по проектам предприятий, представляемых в них государственно-частным хэш-фондом позволит исключить коррупционную составляющую этих согласований.
Развертывание этого института следует начинать со сфер экономики, нуждающихся в опережающем развитии (обрабатывающая и пищевая промышленность, аграрный сектор и другие наукоемкие и высокотехнологичные направления). Участие предприятий и организаций в становлении структур данного института сугубо добровольное, но стимулируемое рядом вводимых правительством и подтверждаемых законодательно настолько существенных преференций и льгот, что создание и участие в этих структурах становится очень выгодным как для бизнеса, так и для общества в целом.
Подобный «прозрачный» режим работы доступен добровольно присоединяющимся как новым предприятиям, для которых скидки и преференции по налогам и сборам будут действовать, распространяясь на весь объем производства, а также и на действующие предприятия, скидки и преференции для которых будут распространяться на дополнительные объемы вновь выпускаемой продукции. Заметного повышения нагрузки на действующую государственную систему сбора налогов не будет: для действующих предприятий, продолжающих работать по действующим схемам налогообложения объем работы не изменится.
Для новых и старых предприятий, присоединяющихся к новому «прозрачному» режиму работы дополнительный объем работ по дифференцированному налогообложению ляжет на частно-государственные «ресурсные хэш-фонды», роль государства в которых будет ограничена контрольно-надзорными функциями собственника дополнительно выделяемых хеш-фондам госресурсов. Расчет же налогов (как и их контроль в «прозрачном режиме работы предприятия») войдет в общий объем работ по финансовой и иной учетно-распорядительной деятельности, передаваемой предприятиями на аутсорсинг «ресурсным хэш-фондам». Естественно деятельность хэш-фондов будет проводиться под контролем и при участии соответствующих органов государственного управления, но «прозрачный» режим хозяйственной деятельности существенно упростит и позволит автоматизировать процедуры контроля.
Госресурсы выделяются хеш-фондам в виде льгот по налогообложению, субсидий, снимающих акцизы, например, на моторное топливо и НДС на отечественную технику, используемую для социально-значимых инфраструктурных проектов, в виде материальных природопользовательских ресурсов на эти проекты, развиваемые хеш-фондами.
Норма прибыли для наукоемких инновационных высокотехнологичных предприятий, пользующихся изложенными льготами и механизмами стимулирования в прозрачном режиме, допускается в разы большей, чем для предприятий работающих в инфраструктурных проектах без инноваций. Это будет способствовать изменению структуры экономики, обеспечивая рост высокотехнологичных инновационных предприятий.
Вводимые льготы и субсидии нельзя рассматривать как потери бюджета. Без них не будет и последующих поступлений в бюджет за счет пусть и пониженных, но зато надежно собираемых налогов «прозрачно работающих» предприятий. Без данного комплекса мер не обеспечить создание института стимулирования устойчивого развития РФ, инновационного развития в стимулируемых государством отраслях. С ростом числа и оборота ресурсных хэш-фондов и входящих в них предприятий доходы бюджета и экономика РФ в целом будут только возрастать.
3. Финансовые ресурсы, инвестируемые в деятельность хэш-фондов и учитываемые в ходе их хозяйственной деятельности на первоначальном этапе, могут исчисляться и перемещаться между субъектами хеш-фонда в виде обычной рублевой денежной массы. Но такие перемещения потребуют от хэш-фондов и государственных органов особо тщательного контроля, что может ограничить объемы инвестирования для обеспечения надежного контроля инфляции.
В перспективе финансовый мониторинг эффективности и контроль безопасности инвестпроектов с точки зрения возвратности и отсутствия криминальных и серых схем ведения хозяйственной деятельности может быть усилен и автоматизирован путем внедрением безналичного обращения с применением более доступной при получении кредитов и инвестиций специальной рублевой криптовалюты. Ее обращение ограничено внутренними расчетами между субъектами экономической деятельности, добровольно принявшими на себя ограничения, предусматривающие высокую прозрачность собственной экономической деятельности по п.2. Подробнее механизмы защиты, выпуска и ее перевода в обычную денежную массу изложены в п. 5.
Существенно более свободное кредитование деятельности предприятий (пусть и рублевой криптовалютой) резко стимулирует хозяйственную деятельность предприятий, но без угрозы дополнительного роста инфляции.
4. До развертывания подобных механизмов безналичного, жестко контролируемого денежного обращения (требующих определенной подготовки) преференции по налогообложению в стимулируемых государством видах деятельности могут получить, прежде всего, крупные, средние и малые предприятия, придерживающиеся прозрачного режима работ во вновь организуемых проектах с новой продукцией.
За нулевую точку отсчета может быть принята само занятость населения с ежегодным доходом менее определенного порога, не облагаемого налогами и сборами. Порог необходим и может быть дифференцированным для развития деловой активности населения в сферах экономики, нуждающихся в опережающем развитии. Величиной 250 тыс. руб. - в сфере услуг населению, 500 тыс. руб. - для ремесленно-кустарного производства и 750 тыс. руб. для фриланса, занятости в инновационных и научно-прикладных проектах (вспомним известные гиганты мировой экономики, деятельность которых начиналась студентами «в гараже»).
Свыше этого порога - максимально упрощенная система патентования трудовой деятельности и существенные налоговые скидки до 40 – 60% после 2-х летнего безналогового срока - для новых малых предприятий «прозрачно» работающих в областях деятельности, требующих государственного стимулирования. Это будет способствовать не только реальной декриминализации, но и эффективному развитию экономики. Тогда и малые инновационные предприятия, работа которых будет поддержана инфраструктурой «ресурсного хэш-фонда» будут работать в равных условиях с крупными транснациональными компаниями.
Поэтапно вводимые без заметных расходов бюджета меры стимулирования с их субсидиями и налоговыми льготами не приведут к потере налоговых поступлений. Поступлений от вновь организуемых или расширяющих свою деятельность существующих предприятий попросту не будет без мер по стимулированию хозяйственной активности предприятий и населения. Не облагаемая налогом (до обозначенных минимальных порогов) самозанятость населения не приведет к заметным потерям бюджета. Они будут невелики и с лихвой окупятся расширением деловой активности новых малых предприятий за счет снижения рисков само инвестирования в их деятельность на старте проектов.
Меры финансовой поддержки государства отраслей, нуждающихся в опережающем развитии, не должны уходить на поддержку неэффективной рутинной работы предприятий. Они должны быть увязаны с проектами развития предприятий, работающих пусть и в «непрозрачном» режиме, но так, чтобы риски по неэффективному использованию выделяемых им инвестиций были бы минимизированы за счет грамотного контроля независимым аудитором разбиения проекта на ликвидные компоненты и этапы его исполнения, гарантируемые собственными ликвидными активами компании. При этом механизмы приемки выполненных компонентов и этапов проектов должны стать более открытыми, детальными и жесткими к недоделкам.
Данный «ручной» режим управления, хотя и при недостаточно эффективном контроле целевого использования и возврата инвестиций, уже применяется в настоящее время. Он необходим на переходном этапе к росту экономики за счет новых и действующих предприятий, перешедших к новым «прозрачным» механизмам работы, но как и любой механизм «ручного» управления экономикой, не достаточно эффективен. Такой контроль использования дополнительных инвестиций сам по себе достаточно ресурсоемок и не гарантирует отсутствия высокой инфляции с повышением доступности кредитно-финансовых ресурсов.
5. Введение в оборот через ресурсные хэш-фонды рублевой криптовалюты, контролируемой не только механизмами Центробанка, но и хеш-фондов жестче обычной рублевой денежной массы, но более доступной для предприятий отраслей требующих опережающего развития, производится в строгом соответствии с ростом «прозрачного» сектора экономики. В результате будут уменьшены инфляционные риски, риски нецелевого использования дополнительной эмиссии и дальнейшего ослабления рубля к другим иностранным валютам и риски значительного снижения уровня жизни населения, которые могли бы возникнуть при более доступных обычных финансовых ресурсах Центробанка для экономики. Тем самым эта мера положительно скажется и на действующей системе обращения рублевой массы и на условиях развития субъектов экономики, продолжающих работать в соответствии с прежними правилами и рыночными механизмами в условиях предсказуемой, невысокой инфляции. Риски нанесения ущерба экономике, продолжающей работать по прежним правилам, минимальны.
Скорее существуют риски, что эти меры сработают недостаточно эффективно – будут недостаточно востребованы при недостаточных льготах для субъектов экономики, добровольно взявших на себя дополнительные обязательства по прозрачности и безопасности бизнеса (п.1) с использованием кроме обычной денежной массы и рублевой криптовалюты. Но баланс между привлекательностью льгот и собираемостью налогов с предприятий, работающих по новым правилам, может быть найден.
Рублевая криптовалюта, эмитируемая через своего технического партнера Центробанком РФ, первоначально доступная только для ресурсных хэш-фондов, в ходе своего дальнейшего обращения проходит три стадии. На первой она имеет обращение только внутри хеш-фонда, его предприятий и их персонала, а также при его расчетах с другими хеш-фондами и Центробанком. На второй стадии хеш-фонд по согласованию с Центробанком на объем подтвержденного выпуска ликвидной продукции переводит криптовалюту в состояние обычной безналичной рублевой денежной массы.
На третьей стадии хеш фонд по согласованию с Центробанком переводит часть своей рублевой криптовалюты в состояние «твердой» валюты, обеспеченной пакетом высоконадежных активов нескольких типов. Их состав и процентное соотношение желательно согласовать между странами Брикс и Шос. В качестве первого приближения можно предложить равные по величине запасы золота и др. стратегических металлов, энергоносителей (нефть, газ, электричество) и, возможно, пакетов акций топовых высокотехнологичных компаний типа Эпл, Майкрософт и т.п. В этой валюте хэш-фонды, предприятия и население могли бы держать свои накопления с минимальными рисками и без инвестиций в экономику конкурирующих стран. Подобная «твердая валюта» в перспективе составила бы альтернативу доллару США в международной торговле.
6. Запуск деятельности государственно-частных ресурсных хэш-фондов перспективнее всего начинать с ресурсо- и энергетически емких проектов, себестоимость работ по которым, может быть существенно минимизирована (по некоторым проектам в разы) за счет вклада ресурсов государства, которое приобретает право на долю стоимости проекта. Эта доля по завершении проекта может быть с выгодой реализована частным владельцам.
Вклад государства выражается прежде всего не в виде непосредственных затрат бюджета, а в виде:
- льгот по налогообложению предприятий, работающих в «прозрачном» режиме,
- лицензий на добычу и производство необходимых объемов стройматериалов,
- субсидий на стоимость акцизов и др. налогов на выпуск необходимого топлива на эту добычу и производство,
- субсидий по НДС на отечественную и таможенных сборов на импортную строительную технику, приобретаемую для проекта,
- банковских гарантий при лизинге строительной техники, используемой в ходе выполнения проекта,
- освобождения бизнеса от затрат на согласования, межевание и землеотвод под строительство, экологическую экспертизу - в рамках и так выделяемых регионам средств на кадастровую оценку и картографирование их территорий,
- льгот по взаиморасчетам и выделению энергетических мощностей,
= иных, в том числе не материальных, ресурсов, например в виде юридической и организационно - технической помощи оформления оперативных согласований проектов ресурсных хэш-фондов.
Госресурсы целесообразно выделять хеш-фондам на перспективные и социально значимые проекты по выпуску высоколиквидной продукции, которая при контролируемой рентабельности производства будет пользоваться значительным спросом при относительно невысоких ценах на эту продукцию. Например, на малоэтажные жилищно-строительные и увязанные с ними дорожно - инфраструктурные проекты, требующие значительных материальных природопользовательских ресурсов, на иные инфраструктурные и другие проекты по выпуску высоколиквидной продукции и услуг, а также на инновационные, наукоемкие проекты развития, организуемые и курируемые хеш-фондами. Среди них особо важную роль могут занять проекты фармацевтической отрасли и оказания высокотехнологичных медицинских услуг населению, проекты предприятий ИТ - отрасли, получающей новые заказы со стороны ресурсных хэш-фондов на учет и балансирование ресурсов производства и потребления.
До определенных пределов не ограничивается норма прибыли для инновационных высокотехнологичных предприятий, пользующихся изложенными льготами и механизмами стимулирования хозяйственной деятельности (контролируемой в прозрачном режиме ресурсными хэш-фондами). Это будет способствовать изменению структуры экономики, обеспечивая рост высокотехнологичных инновационных предприятий.
Риски нецелевого использования государственных инвестиций в проекты ресурсных хэш-фондов минимизируются за счет «прозрачного» режима работ его предприятий, формируемых и допускаемых к проекту под гарантии частных инвестиций в проект. Они снижаются также за счет инвестиций в проект в виде криптовалюты первого типа, которая переходит ко второму ее типу (в статусе обычной рублевой денежной массы) только по завершении ликвидных объемов этапов работ по исполнению проекта.
Криптовалютой первого типа оплачивается 40% заработной платы рядовых сотрудников и 60% заработной платы руководящих сотрудников предприятий работающих по проекту. В случае ненадлежащего выполнения этапа проекта зарплата рядового сотрудника конвертируется в обычную рублевую массу за счет собственных средств хэш-фонда, при условии неучастия работника в криминальных схемах. Зарплата руководящих сотрудников в криптовалюте первого типа автоматически не конвертируется в обычную денежную массу до полного исполнения этапа проекта.
В сумме рублевая криптовалюта и обычная денежная масса заработной платы рекомендуется выше средней по региону на 20-30%. Это стимулирует престижность подобных вакансий и контроль «снизу» внутри предприятий за качеством и объемами работ по проекту. Но с учетом нормируемой рентабельности работ предприятий над проектом в распоряжении хэш-фонда от реализации жилья, сопутствующей инфраструктуры и др. продукции проектов, будет оставаться определенная часть от ее рыночной стоимости. Эти средства по уставу хэш фонда на первых этапах их работы могут вкладываться только в дальнейшее развитие производства. На последующих этапах работы частично эти средства могут вкладываться и в пакет активов, выражаемой в «твердой» криптовалюте третьего типа. Это повысит устойчивость предприятий хэш-фондов к колебаниям курса рубля и др. валют.
7. С учетом ненормируемой до определенных пределов прибыли от деятельности предприятий в высокотехнологичных, стимулируемых государством к развитию областях производства и прикладных исследований в его интересах, число таких предприятий и проектов станет превалировать над числом «базовых», инфраструктурных проектов хэш-фондов. Тем самым будет реализовываться не просто диверсификация производства, смещение от его сырьевой составляющей в сторону обрабатывающих отраслей. Опережающими темпами пойдет развитие наукоемких производств с акцентом на инновационные механизмы экономного производства.
Не секрет, что транснациональные да и просто крупные компании во всем мире взяли на вооружение механизмы детального учета и планирования своей деятельности, что обеспечило существенный рост их эффективности. Ресурсные частно-государственные хэш-фонды и их ассоциации на основе точных, детальных и достоверных данных предприятий, финансовая и учетно-распорядительная деятельность которых взята их структурами на аутсорсинг, смогут не просто эффективно планировать свою многопрофильную деятельность. Они совместно с исполнительной и законодательной властью РФ смогут продолжить тонкую настройку условий роста экономики, участвовать в поиске баланса между производством и потреблением ресурсов, влиять на структуру производства и потребления.
По мере становления сегмента «прозрачной» рыночной постиндустриальной экономики, притока инвестиций в ее эффективные проекты и предприятия, спустя 5-7 лет после моратория на повышение налогов на деятельность предприятий и организаций можно изменить условия работы и в обычном, «непрозрачном» секторе рыночной экономики РФ. Налоги на деятельность в этом секторе могут быть постепенно повышены до средних размеров в развитых экономиках Запада и Востока.
В итоге, предлагаемые меры позволят повысить уровень жизни населения и расходов бюджета на медицину, образование, оборону, а также в других критически важных областях. Позволят продолжить опережающее развитие высокотехнологичных, ресурсосберегающих и высоко экологически чистых областей производства, перейти от лозунгов о внедрении био- и нано- технологий к их реальной работе в аграрном и промышленном производстве, в медицине, науке и др. высокотехнологичных сферах деятельности.
Акцент на надежность и тщательность контроля со стороны государства и общества за исполнением предлагаемых мер по стимулированию роста экономики никак не означает введения «тотального контроля бизнеса и населения со стороны государства». Переход предприятий и организаций к «прозрачному» режиму работы является добровольным, при сохранении условий работы обычного "непрозрачного" сектора экономики. Все указанные меры, и освобождение от налогов самозанятых лиц до определенного уровня доходов, в частности, только расширяют условия, на которых обеспечивается безопасный старт в малом бизнесе трудоспособного населения. Искоренение же серых и криминальных схем ведения бизнеса при создании ему условий для эффективной, безопасной и плодотворной работы - лежит в плоскости интересов, как самого бизнеса, так и общества в целом.
Ваше мнение о путях стимулирования развития экономики РФ очень важно! Высказать свое мнение, дополнить приводимые здесь меры или внести свои предложения, можно на страницах групп по данной тематике в СоцСетях по адресам:
https://www.linkedin.com/groups/8487360
http://m.vk.com/club115729327
Если вам не безразличен собственный уровень жизни и уровень жизни Ваших детей и внуков, то поделитесь с друзьями ссылкой на эти материалы со своих страниц в СоцСетях. Возможно, именно Ваш друг предложит свои, еще более эффективные меры или поддержит их проведение в жизнь.